ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ


ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
(PHENOMENOLOGICAL SOCIOLOGY) Тип социологии, в основании которого находится феноменологическая философия. Основной своей целью феноменологическая социология  считает анализ и описание повседневной жизни — жизненного мира и связанных с ним состояний сознания. Такого рода исследование осуществляется посредством «вынесения за скобки» суждений о социальной структуре, то есть оно не связано с допущениями о существовании или причинном влиянии социальной структуры, феноменологи утверждают, что, хотя люди в целом воспринимают повседневный мир как нечто само собой разумеющееся, самоочевидное, феноменологический анализ должен показывать, каким образом этот мир конструируется. Рассматриваемая таким образом феноменологическая социология является частью движения, критикующего использование в социологии позитивистских методов. В частности, феноменологи выступали против идеи, согласно которой индивиды формируются социальными силами, а не создают социальный мир сами, против пренебрежения смыслом человеческих действий и использования причинного анализа человеческого действия. Феноменологи полагали, что такого рода подход ведет к игнорированию уникального по своей сути человеческого характера социального взаимодействия. В социологии феноменология появилась во многом благодаря А. Шюцу. Однако наиболее известным социологическим исследованием, осуществленным в соответствии с феноменологическими принципами, является работа П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (Berger and Luckmann, 1967). Их отправной точкой является феноменологический анализ знания, характерного для повседневной жизни. Такому знанию почти всегда свойственна типизация, и оно в сущности ориентировано на решение практических проблем. Бергер и Лукман утверждают далее, что это повседневное знание  творчески производится индивидами, испытывающими также влияние совокупного объема институционализированного знания, произведенного другими людьми. Феноменологическая социология не оказала большого влияния на социологию в целом и была подвергнута широкой критике. Утверждалось, что она имеет дело с тривиальными темами, является исключительно описательной, имеет крайне ограниченное эмпирическое применение и пренебрегает идеей социальной структуры. См. также: Гарфинкель; Герменевтика; Деятельность и структура; Социология повседневной жизни; Этнометодология; Verstehen. Лит.: Wolff (1978)

Социологический словарь. — М.: Экономика. . 2004.